Кацусика Хокусай ((яп. 葛飾 北斎) 1760, Эдо (ныне Токио) — 10 мая 1849, там же) — великий японский художник укиё-э, иллюстратор, гравёр периода Эдо. Является одним из самых известных на Западе японских гравёров, примечательнейший мастер завершающего периода японской ксилографии. С четырнадцати до девятнадцати лет Хокусай работал в мастерской гравера, где тщательно изучил ремесло резьбы и, подражая рисункам заказчиков, сам стал пробовать свои силы в изготовлении гравюр. Уйдя из мастерской гравера, он поступил учеником к известному художнику Кацукава Сюнсё (1726–1793). Одаренность и трудолюбие юноши были отмечены, он получил право на самостоятельную работу. Уже через два года гравюры молодого мастера с портретами актеров в ролях стали пользоваться большой популярностью. Однако узкие рамки, ограничивавшие спектр интересов и творческих возможностей, его не устраивали, он ушел от Сюнсё и стал независимым художником. Молодой мастер изучал китайскую и европейскую живопись, использовал опыт японских школ Тоса, Кано, Римпа. На протяжении долгого творческого пути Хокусай всегда критически относился к своим достижениям и постоянно стремился к совершенствованию, посвящая этому почти все время. Художник оставил огромное наследие — около 30 тысяч гравюр, живописных произведений, рисунков, около 500 иллюстрированных книг. Всего у него было около 50 псевдонимов, что свидетельствует, в частности, о напряженной творческой работе и упорном поиске, потому что псевдонимы, как правило, менялись с изменением стиля и характера творческой манеры. С 1806 г. он берет имя Кацусика Хокусай, именно с ним он и вошел в историю мирового искусства. Кацусика — сельский район в предместье Эдо (старое название Токио), где родился художник. Народный дух Кацусика сопровождал его всю жизнь, куда бы ни забрасывала судьба. Хокусай говорил, что родился в 50 лет, имея в виду, что обрел зрелость мастера только к этому времени. Но и в 76 лет он не был удовлетворен достигнутым: «Моя единственная цель — стать великим художником». Он писал о том, что его «искусство будет непрерывно развиваться, и к 90 годам я смогу проникнуть в самую суть искусства. В 100 лет я буду создавать картины, подобные божественному чуду…». Хокусай работал практически во всех жанрах гравюры и широкой публике известен в первую очередь как график. Вместе с тем он создал немало живописных свитков, расписывал ширмы и выполнил несколько крупных интерьерных росписей. Одна из таких работ — яркое декоративное изображение Феникса — сохранилась на потолке храма в небольшом городке Обусэ в префектуре Нагано. Успешно он работал и в самой малой форме ксилографии — суримоно. Хокусай до сих пор считается непревзойденным мастером этого жанра. Особенно хороши его суримоно с шутливыми стихами — кёка, которые с конца XVIII в. стали дополнять изобразительные мотивы. Его чувство юмора и изобретательность нашли в этой области блестящее применение. Хокусая часто называют пейзажистом, хотя это только одна из граней его творчества. Но именно в этой сфере наиболее значительно проявились его самобытность, философская глубина и человеческая мудрость в сочетании с высочайшими художественными достоинствами. Вместе с Андо Хиросигэ (1826–1869) он стал родоначальником жанра пейзажа в японской ксилографии. Его пейзажи, как правило, населены простым людом, работающим, отдыхающим, странствующим, к которому художник испытывает глубокий интерес и уважение. Даже небольшим произведениям он умеет придать масштабность, даже самые незамысловатые конкретные сюжеты приобретают у него обобщающее звучание. Таковы серии «36 видов горы Фудзи», «Путешествие по водопадам страны», «Поэты Китая и Японии», «Виды знаменитых мостов», «100 видов горы Фудзи», «Тысяча видов моря». Книжная графика Хокусая представляет отдельную важную линию в его творчестве. Он много иллюстрировал книг кёка — как сатирического, так и лирического содержания. Именно на этом поприще началось его увлечение пейзажной темой. С начала XIX в. популярность приобрели ёмихон (книги для чтения), и Хокусай продолжил свою деятельность иллюстратора, создавая яркие, художественно-образные и увлекательные картинки, которые иногда были намного интереснее текста. Период с 1812-го по 1836 г. отмечен в жизни Хокусая многочисленными путешествиями, во время которых он продолжал работать, делая зарисовки всего, что привлекало внимание. Так, из путевых зарисовок в 1814 г. был составлен первый том «Манга» («Книга набросков»), который затем был напечатан. Работу над этим изданием можно назвать, без преувеличения, героической. Оно состоит из 15 томов, причем последние три увидели свет уже после смерти автора. Точные, метко схваченные наброски, зарисовки свидетельствуют о том, что художнику было интересно действительно все: дорожные сценки и мифологические сюжеты, архитектура и одежда, разные типы людей, трав, цветов, деревьев, фиксация разнообразных поз и движений и т.д. Они предназначались главным образом для молодых художников — как учебное пособие, но привлекли внимание широкой публики и принесли известность автору. «Манга» — одна из главнейших работ в творческом наследии художника, созданная им в зените славы. Большого объёма и сложности, чрезвычайно богатая по материалу, «Манга» является выражением взглядов Хокусая на творчество, его философии, раскрывает секреты мастера. «Манга» ценна не только как веха в жизни Хокусая, но и как бесценный источник информации о культуре и искусстве Японии эпохи позднего феодализма. «Мангу» Хокусая нередко называют «энциклопедией японского народа». Сборник не был построен по какому-либу принципу, по сути, он представлял собой дневник, куда мастер заносил всё виденное им в жизни, но только в форме рисунков, а не текстом. В целом, такой принцип был продолжен и в следующих выпусках, все они отличаются богатством сюжетов. Лишь в нескольких выпусках можно считать тематическими: например, в пятом выпуске много места отведено архитектурным зарисовкам, двенадцатый посвящён карикатуре, в четырнадцатом много изображений животных. Хокусай, как и японское искусство в целом, оказал существенное влияние на европейское искусство XIX века: ар-нуво (югендстиль) и французский импрессионизм. В характерных для югендстиля напряженных и извилистых линиях, названных критиками «ударом бича» (нем. Peitschenhieb) заметно влияние мотивов Хокусая. Тематика гравюр Хокусая присутствует в работах Клода Моне и Пьера Огюста Ренуара. В честь Кацусикаи Хокусая назван кратер на Меркурии Хокусай.